Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Главная arrow Новейшее время arrow Мохандас Карамчанд Ганди
Мохандас Карамчанд Ганди
Мохандас Карамчанд ГандиВ плеяде выдающихся деятелей ХХ века имя М.К. Ганди занимает особое место. Его по праву можно назвать проводником общечеловеческих ценностей в политике.
М.К. Ганди происходил из привилегированной касты бания и рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуизма. В юности, как многим молодым людям, ему не нравились традиционные порядки и обычаи, установленные в индуистской семье. Стремление уйти от религиозного консерватизма привело Ганди к решению об отъезде в Англию для продолжения образования. За этот шаг он был подвергнут осуждению со стороны своей общины. С сентября 1889 г. М. Ганди живет в Лондоне, изучая право вначале в адвокатской корпорации «Иннер Темпл», а затем в Лондонском университете. В круг его интересов входили ислам и христианство, теософия и современные общественно-политические теории. Любознательный юноша так и не принял английского образа жизни, систему либеральных ценностей и традиций поздневикторианской эпохи, более того, у него сформировалось отрицательное отношение к европейской цивилизации.
 
Получив диплом барристера, М. Ганди, в июне 1893 г. отправился в Южную Африку и оставался там долгие 22 года. Он возглавил движение за гражданские права индийцев-иммигрантов, был одним из организаторов партии Африканский национальный Конгресс (АНК). Историки пишут, что политическая деятельность Ганди в Африке принесла ему популярность, закалила его характер, способствовала формированию его специфической политической философии.
В центре внимания Ганди «сатьяграха» (букв.– «упорство в истине»). В это понятие входила идея всеобщей гармонии природы и человека, этика гуманизма, концепция социального мира в обществе, политика гражданского неповиновения английским властям. Взгляды Ганди перекликались с убеждениями Л.Н. Толстого. В одно время они переписывались и спорили.
Вернувшись в Индию, М. Ганди возглавил движение гражданского неповиновения колониальным властям и сумел объединить индуистов и мусульман, христиан и представителей низших индийских каст в едином потоке протеста в форме бойкота английских товаров. Проводились массовые демонстрации-харталы, кампании несотрудничества с колониальной администрацией. Ганди призвал к возрождению традиционного прядения и ткачества. (Вскоре ручной индийский станок и прялка стали символами партии Индийский национальный Конгресс, членом которой был сам М. Ганди и в одно время даже возглавлял её.)
 Мохандас Карамчанд Ганди
Расчеты Ганди не оправдались. Администрация не шла на уступки. Тогда Ганди призвал народ к последнему средству из арсенала сатьяграхи – к неуплате налогов. Политическое напряжение достигло критической отметки. В феврале 1922 г. крестьяне подожгли полицейский участок в местечке Чаури-Чаура, что привело к гибели нескольких полицейских. В итоге Ганди прекратил кампанию гражданского неповиновения. Власти бросили его в тюрьму, где он пробыл 2 года. В период «политического затишья» Ганди буквально растворяет себя в общественно-политической жизни Индии. Являясь лидером ИНК, он полемизирует со своими коллегами Р. Тагором, Дж. Неру и др. пытаясь убедить их в абсолютном превосходстве идей ненасилия, он старается примирить вражду между индуистами и мусульманами. В конце 20-х гг. англичане приступили в разработке реформ управления Индией, проект которых не устраивал М. Ганди. В марте 1930 г. он объявил 2-ю кампанию гражданского сопротивления и организовал 24-дневный поход к морю («соляной поход»). Вся страна была мобилизована и с редким единодушием демонстрировала нежелание подчиняться британским правителям. В этих условиях колонизаторы пошли на уступку. 5 марта 1931 г. между Ганди и вице-королем лордом Ирвином было заключено соглашение, по которому власти амнистировали всех политзаключенных, объявили свободу политической деятельности, а М. Ганди согласился отменить кампанию гражданского неповиновения и принять участие в англо-индийской конференции «круглого стола» по выработке реформ управления Индией. Однако консенсус найти не удалось, и британский парламент в 1935 г. принял Акт об управлении Индией, по которому вводилась «индийская федерация» из княжеств и провинций Британской Индии, учреждались «Законодательный Совет» и такие же «Советы» совещательного характера в провинциях, объявлялось о свободе политической деятельности зарегистрированных политических партий. Несмотря на то, что этот закон, несомненно, был шагом вперед, М. Ганди и его сторонники не приняли его.
 
К этому времени М. Ганди формально ушел из политики и погрузился в философско-этические поиски. Данное решение было принято под влиянием смерти жены Кастурбай. Разумеется, он сохранял связь со своими коллегами по партии. У него было много друзей, он часто встречался с простыми людьми. В годы Второй мировой войны Ганди занял пацифистские позиции и призывал народ к отказу от участия в войне. В 1946 - 1947 гг., когда перед страной встал выбор пути развития, он безоговорочно выступил в пользу единой индуистско-мусульманской Индии, но, как известно, не был услышан политиками и не принят религиозными экстремистами. Трагедия произошла 30 января 1947 г. М.К. Ганди был убит членом индуистской организации «Раштрия сваям севак сангх» Н.Годсе.
И все же Ганди был абсолютным лидером среди индийских политиков национального освобождения. Его называли Махатма (учитель). Секрет его популярности заключался в том, то он был последовательным сторонником нравственной политики, выразителем индуистских идеалов ненасилия, которые стремился воплотить в повседневности и в политической деятельности.
 
« Пред.   След. »