Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
BBUS. Недорогая аренда автомобиля на свадьбу Москва и область. . Интернет-магазин спортивных товаров. Велосипеды форвард. 8-804-333-12-96.
Вольтер
ВольтерОтносительный мир и порядок средневековой Европы, его, казалось, незыблемые устои в ХУШ в. разрушались. Стремление переустроить все стороны человеческой жизни на различных началах во многом определило облик новой эпохи в истории европейской цивилизации. Современники назвали ее эпохой Просвещения.
Признанным «патриархом» эпохи Просвещения (и его первого направления) был Франсуа-Мари Аруэ, известный миру под псевдонимом Вольтер. В развитии оппозиционного настроения французского общественного мнения в ХУШ в. можно выделить два (явно отличающихся друг от друга) периода. Хронологической гранью между ними являются 50-е гг. Этим двум стадиям развития оппозиционного настроения соответствуют и два поколения представителей французской философии ХУШ в. К первому поколению можно отнести Вольтера, Монтескье и большинство физиократов. До середины столетия требования французского общества отличаются сравнительной умеренностью, не видно еще явного противоречия с традиционной монархической властью. Оно желает лишь необходимых реформ «сверху».
Вольтер родился в 1694 г.в семье нотариуса. Образование получил в иезуитском колледже, что отчасти определило в дальнейшем его неоднозначное отношение к религии и католической церкви. Его характер и мировоззрение определялись не только особым складом ума и знанием уже имеющихся теорий общественного развития, но и его окружением, обстоятельствами личной жизни.
 
Вольтер довольно рано (с 20 лет) начал литературно-публицистическую деятельность, отличающуюся сатирической направленностью по отношению к политическому и религиозному устройству общества, а также отдельным личностям. Ее бурный характер стал причиной его в тюремного заключения, а затем изгнания из Франции. Оба наказания явились своеобразной «школой жизни», а следовательно, и источником последующих произведений. В 1719 г. (после выхода из Бастилии) Волтер публикует свою первую трагедию «Эдип», которая имела антицерковную направленность и была поставлена в театрах Франции. Тридцати лет он был изгнан из Франции и три года провел в Англии. Здесь определяются его взгляды борца за свободу против мракобесия церкви и деспотизма светской власти. Оттуда он привез на родину передовые идеи, отраженные в «Философских письмах об Англии» (1734).
В работе четко прописываются английские конституционные порядки, им отдается предпочтение. (Книга по решению Парижского парламента была сожжена.) Несколько позднее появляются его знаменитые трагедии «Брут» и «Смерть Цезаря», проникнутые республиканскими идеями.Вольтер
Пришедшая слава писателя, философа, историка сделала Вольтера опасным противником для королей и царей. Этим объясняется их стремление приблизить его к себе и одарить вниманием и должностями. Но Вольтер, в силу своего характера, идейных и политических взглядов, не смог ужиться при дворах даже «просвещенных» монархов. Вначале он уезжает в Женеву, но Швейцария тоже не была к нему благосклонна. (По настоянию кальвинистского духовенства был сожжен его «Кандид».) Затем надолго (почти до смерти в 1778 г.) он поселяется в своем поместье Ферней. Отсюда «фернейский патриарх» (его очень часто так называли) вел переписку с «просвещенными» монархами Европы (Фридрихом П, Екатериной П). «Просвещенный абсолютизм» не являлся его единственной рекомендацией политического устройства общества. Идеальным политическим строем Вольтер считал конституционную монархию. Он предупреждал, что «все государства, которые не основаны на этих принципах, испытают революцию», а предотвратить революцию можно (по мнению Вольтера) путем своевременных радикальных реформ «сверху». И неслучайно темами главных исторических сочинений Вольтера были Генрих 1У, Петр 1, Людовик Х1У.
 
Глубоко противоречиво отношение Вольтера к религии. Он называл суеверие источником фанатизма, глупости, идейного гнета, не любил все религии, но в большей немилости находилось католичество (это связано еще с детским восприятием католических догматов). Но этот борец против католической нетерпимости никогда не был атеистом. Он говорил, что невозможно было бы управлять даже одной деревней, если бы она была населена атеистами, и поэтому, «если Бога нет, Его следовало выдумать». Отвергая атеизм, Вольтер верил в Верховное Существо как творца мира и данного им нравственного закона (т.е. он был деистом). Исходя из вышеуказанных принципов, Вольтер в своих произведениях и посланиях монархам писал о гуманности и справедливости, о необходимости преобразований средневековых форм судопроизводства, призывал к уничтожению феодальных привилегий и крепостного права. Из двух идей – «равенства» и «свободы» – предпочтение отдавал «свободе», т.е. свободе человека, свободе мысли, свободе совести. Его мировоззренческие основы явились ценностными ориентациями не только для современников, но и для последующих поколений.
 
След. »