Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Главная arrow Новое время arrow Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский
Эразм РоттердамскийЭразм Роттердамский крупнейший гуманист Северного Возрождения, представитель светско-гуманистической интеллигенции, родился в 1469 г. в Голландии. Он был незаконным сыном священника и служанки. Его родители рано умерли. Первоначальное образование в 1478 – 1485 гг. Эразм получил в Девентере в латинской школе «братьев общей жизни», исповедовавших «новое благочестие». Они ориентировались не на формальную обрядность, а на внутреннее самосовершенствование через подражание Христу. С 18 лет Эразм был вынужден опекунами шесть лет провести послушником в монастыре, где продолжил изучение древних языков и откуда при удобном случае сбежал. Познакомившись с сочинениями Лоренцо Валлы и других итальянцев, Эразм перешел на позиции гуманистического движения, которое стремилось возродить античные идеалы истины, красоты, добродетели, совершенства. Свое образование он продолжил в Париже в 1492 – 1499 гг. Хотя Эразм числился студентом богословского факультета, занимался не богословием, а античной литературой. Он сблизился с парижскими гуманистами. С 1499 г. Эразм жил в Англии, где вошел в Оксфордский кружок гуманистов, своего рода «республику ученых». Здесь сформировалась его философско-этическая система. С 1521 г. по 1529 г. Эразм обосновался в Базеле, где вокруг него сложился кружок гуманистов, и связал себя с Германией. Путешествия сделали Эразма «гражданином мира».
 
Больше всего Эразма интересовали филологические и религиозно-этические вопросы. Он развернул разнообразную издательскую и комментаторскую деятельность, грандиозную работу по изданию древних авторов и раннехристианских писателей. Эразм Роттердамский развил приемы критики текста, способы его толкования. Особое значение имели сделанный им очищенный перевод Нового завета с греческого на латынь, а также изданный сборник античной мудрости из более чем трех тысяч пословиц, поговорок и изречений древних авторов с комментариями. Эразм надеялся исправлением христианских источников и их толкованием обновить богословие, но, применив к священным книгам строгий филологический анализ, тем самым положил начало рационалистической критике Библии.
В работе «Наставление христианскому воину» Эразм стремился развить теорию и практику благочестия, основу которого он видел в осознании человеком божественного начала, скрытого в земном мире и проявлявшегося в духовно-нравственной жизни. Свою позицию он называл «философией Христа»: сознательно следовать законам благочестия и высокой нравственности, «подражая Христу». Развивая пантеистические идеи, он оценивал лучшие человеческие качества как проявление божественного духа, поэтому считал христианским «все то истинное, с чем ты когда-либо сталкивался». Это позволяло искать образцы благочестия у разных народов и религий, а античная культура рассматривалась как основа для развития культуры. Эразм стал одним из самых ярких пропагандистов гуманистической культуры. Его целью было связать христианскую веру с античными этическими ценностями (т.н. «христианский гуманизм»). С позиции своего учения Эразм выступал как беспощадный и ироничный обличитель невежества и пороков всех сословий, особенно духовенства. Он критиковал схоластику, предрассудки и суеверия католической церкви, и в этом смысле был предшественником Реформации, хотя отнесся к ней весьма критически.
Эразм резко выступал против междоусобных войн, видел в них народное бедствие, препятствие развитию культуры. Памфлет «Жалоба мира», содержащий страстное осуждение войн, можно отнести к истокам антивоенной литературы. Виновниками войн он считает монархов, знать, священников. Утверждает, что личные действия должны согласовываться с нравственными законами «общего блага», властитель и его подданные должны идти на компромиссы ради мира и спокойствия.
 
Недостатки общества Эразм надеялся исправить, распространяя новую культуру и образование. Важное значение он отводил образованию вообще, которое восполняет «пробелы, оставленные природой», а гуманистическая образованность есть первостепенная добродетель христианина. Стержнем его деятельности стала педагогика в неразрывной связи с этикой, что нашло выражение в цикле диалогов «Разговоры запросто». Он советовал наставникам развивать самостоятельность и активность детей, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, использовать игры и наглядность, раскрывать морально-философский смысл текстов. Эразм создал своеобразную педагогику, в которой сочеталось многообразие приемов и рекомендаций.
Эразм своими произведениями и деятельностью подготавливал Реформацию, но когда она началась, не принял ее. Стремясь сохранить духовную независимость, он уклонялся от участия в религиозной борьбе на какой-либо стороне. Ему были чужды вражда, нетерпимость, фанатизм. По его мнению, подрыв единства церкви, разрушал его сокровенную политическую идею «общехристианской республики». И все же Эразм выступил против учения М.Лютера о предопределении и рабстве человеческой воли, которое противоречило его гуманистическому мировоззрению. Он защищал такую точку зрения, которую не могли принять ни католики, ни протестанты, остался самим собой и стоял за самого себя. Э. Роттердамский остался человеком, олицетворявшим гуманистические и просветительские идеалы Возрождения. Он был одним из основателей гуманитарной науки, критического мышления, приверженцем рациональной этики. Эразм умер в 1536 г. в Базеле, в доме сына своего покойного друга типографа И. Фробена. Стремясь сохранить свою независимость, он так и не согласился на многочисленные предложения от правителей Европы, которые приглашали его на почетные и высокооплачиваемые должности.
 
Многостороннее творчество Эразма оказало мощное воздействие на европейскую культуру XVI в. Он был своего рода интеллектуальным лидером Европы своего времени. Эразм поддерживал отношения почти со всеми значительными современниками, что отразилось в коллекции почти 3000 писем на латыни. Его произведения считались образцами красноречия. Они принесли ему славу лучшего латинского писателя своего века. Самые видные печатники Европы тут же публиковали все, что выходило из-под его пера (10 огромных томов). Особенно популярным стала его «Похвала глупости» – язвительная сатира почти на все сословия и социальные институты феодальной Европы.
 
« Пред.   След. »