Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
семейная фотография фотограф на детский день рождения заказать фотосессию сайт фотографов в Киеве
Главная arrow Новое время arrow Жан Жак Руссо
Жан Жак Руссо
Жан Жак РуссоНаиболее ярким представителем второго поколения французских просветителей не без оснований считают Жан Жака Руссо. Он родился в Женеве в 1712 г. И всю жизнь идеализировал этот город, оставаясь подданным французского короля. В роду Руссо были крестьяне, дубильщики кожи, часовщики, суконщики. Его отец был часовых дел мастером. Это была одна из наиболее квалифицированных и хорошо оплачиваемых профессий. Поэтому семья жила скромно, но безбедно. После смерти матери, вторичной женитьбы отца и его вынужденного отъезда из Женевы Жан Жак остается на попечении родственников. Всецело предоставленный самому себе, он много читает. У родителей была довольно большая библиотека. В ней были романы, много поэтических и исторических сочинений. Авторы книг были различны по своим идейным устремлениям (непримиримый защитник абсолютизма и католицизма Боссюэ, шедшие впереди века Фонтенель и Мольер, а также античные писатели Плутарх, Овидий), и Ж.Руссо не мог полностью разобраться в прочитанном, но важно то, что он приобрел пристрастия к чтению и размышлению.
Лишившись родителей, он не имел возможности получить систематическое образование. Работа лакеем, клерком, подмастерьем, бедность, скитания явились той школой, которая в дальнейшем определила общественно-политические воззрения Руссо и обусловила (несмотря на ореол славы) трагедию его одиночества. Причины осложнения отношений с обществом (которое вначале бурно принимает молодого философа, музыканта, писателя) можно найти в его произведениях. А о степени расхождения сам Руссо пишет: «Они вырыли между мною и ими огромную пропасть, которую уже ничем нельзя ни заполнить, ни одолеть, и я теперь, на весь остаток моей жизни, отдален от них так же, как мертвые от живых».
 
Уже в своих первых произведениях «Рассуждение о происхождении неравенства» (1755 г.), «Рассуждение о науках и искусствах» (1750 г.) и более поздних «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.) Ж.Руссо в хорошей литературной форме изложил глубокую новаторскую (иногда парадоксальную) систему идей. Воспитание человека Ж.Ж.Руссо ставит в зависимость от непосредственного общения с природой и развития природных инстинктов, считает, что современное образование (как масса ненужных сведений) оказывает тлетворное влияние на процесс воспитания.
Источником происхождения неравенства он называет частную собственность. При этом считает ее незыблемой основой общественного порядка. Истоки неравенства исходят из далекого прошлого, когда человек сказал «Это мое». Устранить неравенство в государстве невозможно, но можно добиться, по мнению Ж.Ж.Руссо, равенства перед законом и в какой-то степени уравнять людей в имущественном отношении, т.е. Руссо явился основателем новой теории – эгалитаризма (уравнение через уничтожение права единонаследия, воспитания в духе презрения к богатству и т.д.). Решение этой проблемы возможно также через составление договора между государством и обществом. В работе под названием «Общественный договор», помимо вышеозначенной задачи, Руссо пытается показать возможности примирения естественной свободы и равенства человека в рамках существующего государства (его системы).
 
Руссо считает, что каждый гражданин должен отказаться от всех прав в пользу общества. Он пишет: «Полное отчуждение всех прав приводит к полному равенству граждан и вместе с тем гарантирует и сохранение свободы». (Вместе с тем из двух идейных составляющих «просветительства» приоритет отдается «равенству», а не «свободе», как утверждал Монтескье.) Считая общую волю граждан верховной властью государства, Руссо не делит ее на законодательную, исполнительную и судебную (тем самым отвергает теорию Монтескье о независимости ветвей власти). В его понимании исполнительная власть подчинена собранию всего народа, а воля каждого гражданина подчинена законам демократической республики. Эта форма государственного устройства наиболее оптимальна, по мнению Руссо, но не всегда возможна.
Учение Руссо вошло в противоречие с общепринятым мнением о проблемах развития общества. После того, как его изгнали из Франции, Женевы, Берна, он впадает в тяжелую депрессию. Последние годы его жизни прошли в Англии, где Руссо поссорился со своим покровителем Юмом. Перед самой смертью в 1778 г., Руссо приезжает во Францию, где живет в полной неизвестности и бедности.
Последнее обновление ( 07.08.2008 г. )
 
« Пред.   След. »