Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Робеспьер
РобеспьерМаксимилиан Робеспьер (полное имя – Максимилиан-Мари-Изидор) родился 6 мая 1758 г. в г. Аррасе на севере Франции в семье адвоката. Все предки Максимилиана (отец, дед, прадед) по отцовской линии принадлежали к судейскому сословию. Этой зажиточной патрицианской семье с прочными традициями были чужды идейные влияния нового времени. После смерти матери, а затем отца (что явилось для него катастрофой) Максимилиан по настоянию деда отправляется в Париж (ему было 11 лет). Сначала его определили (дед выхлопотал для него стипендию) в коллеж Людовика Великого, а затем он учился на юридическом факультете Сорбонны, что обеспечило получение бакалавра права, позднее лиценциата права (ученая степень). Идейное формирование Робеспьера шло не столько под воздействием преподаваемых дисциплин в коллеже и Сорбонне, сколько под влиянием читаемой им запрещенной властью и церковью литературы и событий предреволюционной эпохи.
Расцвет и влияние просветительской мысли во Франции, завоевывающей все новых приверженцев в рядах третьего сословия, в полной мере коснулось и молодого Робеспьера. Он стал горячим поклонником Жан-Жака Руссо, который в своих сочинениях проповедовал принципы «равенства» и «народовластия». Его идеи эгалитаризма (уравнительства), незыблемости частной собственности также легли в основу концепции Робеспьера об устройстве общества. Робеспьер становится руссоистом. Пройдет время и в своих деяниях ученик пойдет значительно дальше своего учителя.
 
С конца 80-х гг. ХУШ в. М.Робеспьер начинает свою политическую карьеру. Его первые выступления в Учредительном собрании (1 этап революции) не имели успеха. Старомодная одежда, провинциальные манеры, напыщенный слог заранее написанных речей вызывали к нему враждебно-пренебрежительное отношение. Но вскоре депутат от Арраса заставил (как-то незаметно) изменить к себе отношение окружающих. Уже в 1790 – 1791 гг. он становится широко известным в стране политическим деятелем. Восстание парижан в августе 1792 г. свергло монархию, несколько позднее во Франции была провозглашена республика. По настоянию якобинцев, политическим лидером которых являлся Робеспьер, был казнен король (янв. 1793 г.). Революция развивалась по возрастающей, вместе с ней и влияние Робеспьера на политику революционных правительств (периодически сменяемых друг друга), зависевших от политических партий и степени социальной поддержки.
Летом 1793 г. власть перешла к якобинцам. Робеспьер был в центре стремительно развивающихся событий. Установилась якобинская диктатура. Структура власти претерпела изменения, они были направлены на усиление ее централизации. При наличии Конвента (выборный орган) власть сосредоточилась в Комитете общественного спасения, который имел очень широкие, почти неограниченные права. Он стал, по существу, революционным правительством Франции. А Робеспьер, который приобрел влияние и авторитет среди якобинцев и части народа, стал фактически главой и руководителем правительства якобинской диктатуры.
 
Под нажимом революционных масс правительство уничтожило все феодальные привилегии и повинности. Крестьяне имели возможность приобрести землю. Горожане получили закон о «максимуме», т.е. устанавливались твердые цены на хлеб и товары первой необходимости. Была выработана конституция, которая, действительно, содержала определенные новации, но не была введена в силу ряда обстоятельств, которые объяснялись угрозой внутренней и внешней контрреволюции. В революционной добровольческой армии удалось отбросить армию феодально-абсолютистских государств и выйти за границы Французской республики.
Этими мерами якобинское правительство и Робеспьер, в частности, обеспечили себе поддержку значительной части населения (мелкая и средняя буржуазия, интеллигенция, рабочие, ремесленники, санкюлоты, крестьянство).
 
В это время рождаются легенды о лидере якобинцев, его называют «неподкупным», говорят о его честности, величии. Прославление Робеспьера продолжалось в большей степени в марксистской историографии, хотя многие понимали, что не все в политике Робеспьера заслуживало одобрения. В частности, Робеспьер сохранил антирабочий закон Ле Шапелье, он поддерживал распространение «максимума» и на заработную плату, проявил непонимание интересов тех, кто его поддерживал (представителей третьего сословия), не без его участия в стране полыхал красный террор. Многие исследователи проблем Французской революции считают, что террор и Робеспьер неразделимы (хотя он никогда не присутствовал на казнях). Террор не был реализацией заранее продуманного политического проекта. Он постепенно творил себя. Система террора складывалась и развивалась на базе временных мер, направленных против «врагов революции». «Сползание» в террор началось с массового прославления «народного» насилия. Речи Робеспьера способствовали этому. Имея в виду легитимность революции, насилие он также возводит в ранг законности. «Неужели вы хотели революцию без революции», – неоднократно вопрошал Робеспьер. Провозглашение этого принципа явилось началом утверждения монополии революционного государства на распространение страха и осуществление коллективного насилия, жертвой которого станут и «правые», и «левые», да и сам Робеспьер погибнет на гильотине 10 термидора (27 июля) 1794 г. Себя он отождествлял с народом: «Я – сам народ», таким образом провозглашал легитимность своих действий. Безусловно одно, что панегиристы всех времен идеализировали якобинизм и его вождей, прежде всего, Максимилиана Робеспьера.
 
« Пред.   След. »