Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
возбудительные препараты лубрикант с ароматом цена пояс верности цена intimboutique.com.ua
Монтескье
МонтескьеШарль Луи де Секонда, барон де Монтескье (1689 – 1755) был одним из основных представителей «старшего поколения» просветителей. Монтескье происходил из парламентской аристократии. Получив юридическое образование, долгое время служил членом суда г. Бордо, а затем президентом парламента этого города. Барон де Монтескье унаследовал имя и состояние от своего бездетного дяди Монтескье, президента Бордосского парламента. От него же он и получил и должность. Так же, как и Вольтер, был почитателем Англии и ее политических порядков. Впервые сформированные в Англии идеи Просвещения нашли своих продолжателей (и в лице Монтескье) во Франции, которые создали целую систему мировоззрения и распространили ее по всему миру.
Монтескье (как и его современники-просветители) придерживался умеренных взглядов на процессы общественно-политического развития государства. Свое первое литературное произведение «Персидские письма» он опубликовал в 1721 г. Это довольно злая сатира на правительственные порядки, корыстолюбие католического духовенства и нравы высшего общества (конца царствования Людовика Х1У) была написана в форме переписки двух персидских путешественников, странствующих по Европе.
 
В этом произведении, помимо критической оценки существующих явлений светской и духовной жизни, уже ставилась задача (которую он преследовал во всех своих сочинениях) выяснения наилучшей формы государственного правления. Его герой говорит: «Я часто задумывался, какое из всех правлений наиболее согласно с разумом?» и отвечает: «…которое идет к своей цели с наименьшими жертвами и соответствует стремлениям и склонностям большинства людей». Здесь просматривается и идея религиозной терпимости. Называя Папу «старым идолом, которому поклоняются по привычке», он тем не менее высказывает глубокое уважением религии и тем самым подтверждает верность либеральным принципам. «Персидские письма» сделали Монтескье литературной знаменитостью. Но жанр сатиры уже не удовлетворял его творческие интересы, и он занялся научной работой, результатом которой явился «Дух законов», вышедший в свет в 1748 г. (он работал над ним 20 лет).
В противоположность традиционному делению форм правления (установившемуся со времен Платона и Аристотеля) на монархию, аристократию и демократию, Монтескье предлагает собственную классификацию. Он пишет о трех видах государственного правления – республиканском, монархическом и деспотическом. При этом республики подразделяются на демократические (в них власть принадлежит народу) и аристократические (верховная власть передается ограниченному числу лиц). В монархии «правит один, на основании определенных и установленных законов», т.е. чтобы деятельность монарха «совершалась через законные органы». В деспотии, как и в монархии, власть принадлежит одному лицу, но оно не стеснено никакими законами, поэтому господствует полный произвол, констатирует Монтескье. Главной целью государства, по его мнению, должно быть обеспечение политической свободы.

И наиболее благоприятной формой правления для осуществления политической свободы (и соответствующей духу французской нации) могла быть конституционная монархия, основанная на разделении властей – исполнительную (в лице короля и его министров), законодательную (в виде двухпалатного парламента), судебную (независимую от первых двух). Взаимное ограничение всех трех властей должно служить, по мнению Монтескье, гарантией от политических злоупотреблений. Согласно учению Монтескье, конституции должны закреплять разделение власти и только это дает возможность обеспечить свободу. Монтескье, как и Вольтер, приоритет отдавал идее «свободы». Личные свободы для них – святая святых, а право собственности – священно и неприкосновенно. Его учение о взаимоотношении властей легло в основу европейского конституционного права, что позволило назвать Монтескье отцом европейского либерализма.
 
« Пред.   След. »