Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Лютер
ЛютерМартин Лютер родился в 1483 г., был вторым сыном в семье рудокопа, сумевшего стать совладельцем плавилен и шахт в Манс­фельде. Отец понимал ценность образования и в 1501 г. Мартин был зачислен в Эрфуртский университет, где c большим увлечением учился философии и праву, но в 1505 г. неожиданно ушел в августинский монастырь. Отец умолял его одуматься, но Мартин заявил, что умер для мира. Скорее всего, в монастырь его привело стремление избавиться от душевных сомнений и обрести истинное спасение. Вскоре Лютер был переведен в заштатный Виттенберг, где начал читать лекции по этике в местном университете. К 1517 г. Лютер стал доктором богословия, проповедовал в городской церкви, надзирал над августин­скими монастырями. Лютер достиг прочного положения в церковной и ученой среде, но так и не смог найти духовного успокое­ния. Все эти годы мучительные поиски продолжались. «Чем сильнее я отмывал руки, тем больше пятен выступало на них», – писал он. Лютер множество раз перечитывал Библию, труды богословов. В результате поисков у него сложилось новое представление о Боге как о милосердном, а не карающем судье.
На рубеже XV – XVI вв. в Германии обострились социально-эконо­мические противоречия, отягченные политической раздробленностью. Поиски Лютера объективно отвечали интересам широких слоев общества, которые выступали против гнета католической церкви. Прогрессивное развитие страны было возможно только при условии освобождения от гнета Рима и создания независимой демократической национальной церковной организации. Объединить разрозненные выступле­ния могла лишь новая идеоло­гия.
Поводом для высту­пления Лютера стала продажа индульгенций (известие о том, что он вывесил тезисы 31 октября 1517 г. на дверях виттенберг­ской Замковой церкви, видимо, является легендой). Перво­начально речь шла лишь об очищении церкви. Основные положения нового учения были развиты в последующих сочинениях. Его сущность содержится в формуле: «Только вера, только Писание, только милость».
Голос Лютера быстро облетел Германию. Для того, чтобы сделать свое учение общедоступным, он впервые начал писать на немецком языке. Обращение к массам было принципиально новым явлением в полемике. В первые годы он боролся против католической церкви и ее проповедников практически в одиночку. Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католи­ческими богословами в 1519 г. открыто заявил, что отрицает божествен­ность папской власти. В 1520 г. Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского универси­тета папскую буллу об отлучении его от церкви, что произвело силь­ное впечатление на современников. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» Лютер обосновал учение о «всеобщем священстве», провозгласил равенство всех христиан перед Богом и предложил демократический принцип устройства церкви. Широкое реформационное движение началось в городах после того, как в 1521 г. по Вормскому эдикту императора Карла V Лютер был предан опале и реформа церкви с «сверху» стала невозможной.
 
От преследования Лютер укрылся в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского, где начал перевод Библии, в котором были закреплены нормы общенемецкого национального языка. В 1522 г. Лютер вернулся в Виттенберг. Он выступил против насильственных методов проведения развернувшегося реформационного движения, считая «телесный мятеж» неразумным делом. Отклоняя любые попытки насильственного преобразования общественных отношений, Лютер являлся идеологом умеренной части общества, особенно бюргеров. Он выдвинул программу борьбы исключительно мирными средствами, «духовным мятежом». Виновниками Крестьянской войны 1524-1525 гг. Лютер считал и господ, и крестьян. Он пытался поставить себя над схваткой, но призывы к миру вызвали насмешки с обеих сторон. И тогда чувствуя, что теряет поддержку власти, Лютер потребо­вал кровавой расправы с восставшими крестьянами (памфлет «Против шаек крестьян…»), чем вызвал всеобщее негодование. Лютер отнюдь не стал реакционером, как его пытаются представить. В этом поступке проявилась трагедия лидера, идеологически подготовившего революционный взрыв, но оставшегося на умеренных позициях. Он отрекся от многих демократических идей, ради достижения главной цели – освобождения от диктата Рима, что было осуществимо только в союзе с князьями.
 
Выступление Лютера прежде всего, дало толчок мощному подъёму движения всех пере­довых сил общества, он отстаивал идею «духовной свободы». «Я рожден для немцев и стремлюсь служить им», – писал Лютер. Во многих землях была создана «дешевая церковь», закрыты монастыри. Важное значение имело провозглашение Лютером в учении о двух царствах (светском и Божьем) идеи незави­симости светской власти от церкви. Он являлся реформатором культуры, образования, языка, музыки. Лютер был первым, кто осознал идеологические потребности бюргеров, но эти преобразования соответствовали интересам и остальных сословий.
В возрасте 42 лет Лютер женился на простой девушке. У них родилось шесть детей. Семья вела скромный образ жизни. В его доме жили студенты, которые каждый день фиксировали, что он говорил на лекциях, в проповедях, частной обстановке. Он вел обширную переписку, давал советы об устройстве реформированных церквей. Основная его работа заключалась в исполнении обязанностей профессора и декана теологического университета в Виттенберге (с 1535 г.) и проповедника. Несмотря на тяжелые и многочисленные болезни, он продолжал прилежно работать и писать. Умер М.Лютер 18 февраля 1546 г. в родном городе Эйслебене, где был по делам, и погребен в Замковой крепости Виттенберга.
 
« Пред.   След. »