Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Главная arrow Новое время arrow Фердинанд Лассаль
Фердинанд Лассаль
Имя Ф. Лассаля неразрывно связано с историей германского рабочего движения (периода создания первых рабочих организаций). Разработанные им стратегия и тактика ранних политических организаций являлись предметом острых споров современников. Собственно вся его непродолжительная жизнь и деятельность вызывали неоднозначность суждений исследователей многих поколений.
Фердинанд Лассаль родился в Бреславле 11 апреля 1825 г. в еврейской семье. Из «Дневника» (который он начал вести в 15 лет) мы узнаем, что его отец имел фирму, занимающуюся продажей шелка, и это обеспечивало более чем хорошее материальное положение семьи. О матери сведений очень мало, но он сам пишет, что унаследовал часть своих недостатков именно от нее. В то же время в «Дневнике» неоднократно отмечается начитанность отца, его свободомыслие, что, безусловно, сказалось на формировании мировоззрения молодого Лассаля. Свое систематическое образование Лассаль начинает в реформистской гимназии в Бреславле, а затем в гимназии Св.Магдалины. К сожалению (и об этом периоде подробно написано в «Дневнике»), он не был примерным учеником. У него возникали сложные отношения с учителями. В 1840 г., в силу сложившихся обстоятельств, Ф.Лассаль был переведен в коммерческую школу в Лейпциге. Здесь опять повторяется бреславская история. Но он много читает современных и античных авторов (особенно Гомера), это позволяет ему уверенно чувствовать себя среди товарищей и взрослых. Он стремится решать взрослые проблемы, читать взрослые книги, участвовать во взрослом времяпрепровождении. Пятнадцатилетний юноша начинает интересоваться политическими вопросами. Теперь ему нужны более глубокие и разносторонние знания, он убеждает отца в необходимости получения университетского образования, которое позволит ему (по его словам) «всецело посвятить себя борьбе за светлое назначение человечества».
Ф.Лассаль ради занятий переезжает в Берлин, где знакомится и общается с общественной, политической и культурной элитой общества. Отсутствие возможности участвовать в политической жизни (в силу ограничительных и запретительных законов) привело интеллектуальную часть общества к увлечению философией, особенно, теорией Гегеля. Лассаль с упорством фанатика (по 10 часов в день) занимается учением Гегеля, что во многом определило его взгляды на развитие природы и общества. На его миропонимание также большое влияние оказали мировоззрения Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Своими познаниями Лассаль удивлял своих знаменитых современников. Г.Гейне характеризовал молодого Лассаля как человека, обладающего «основательнейшей ученостью, обширнейшими знаниями, величайшим остроумием». Но он же (и спустя некоторое время в какой-то степени окажется провидцем) укажет на способность Лассаля использовать любые средства для достижения своих целей. В то же время в глазах многих людей Лассаль «был в своем роде ловеласом». Очевидно, эта репутация возникла благодаря его «щеголеватой манере одеваться» и его «постоянным успехам у женщин». Свои многочисленные любовные истории он считает как бы отдыхом от напряженного труда.
 
В бурные годы революционных событий 1848 г. в Германии Лассаль не был сторонним наблюдателем. Он активно включился в борьбу по защите прав демократических масс. Он много выступает, разоблачает то правительство, то буржуазию, предавшую интересы революции. В этот период были сформулированы и озвучены его правовые взгляды на революцию как на законный акт и суверенность народа. Он знакомится с К.Марксом и Ф.Энгельсом, хотя отношения и не стали дружескими, но он с уважением относился к «духовной мощи Маркса» и, безусловно, испытал его влияние на свою политическую деятельность.
 
В послереволюционный период Лассаль продолжает вести активную политическую жизнь. Он много времени отводит научной работе, издает одну из главных своих работ – «Систему приобретенных прав», занимается революционным просветительством среди рабочих, обсуждением освободительной борьбы в Италии и путей объединения Германии. (Это путь «сверху» при активной роли прусской монархии.) Ф.Лассаля привлекала идея республики, но он считал, что еще нельзя рассчитывать на революционное движение народа. «Мне кажется, – пишет он Марксу, – что, живя уже десять лет вдали от родины, вы, действительно, совершенно не представляете себе, как мало наш народ утратил свои монархические чувства. Лишь в Берлине с грустью убедился в этом». Отношения с Марксом еще более усложнялись, т.к. Лассаль не выполнял роль объединителя страны революционным путем «снизу». В то же время Лассаль поддерживал идею создания самостоятельной рабочей организации. В 1863 г. в Лейпциге был создан Всеобщий германский рабочий союз и Лассаль был избран его президентом. В написанном им уставе союза говорилось, что только всеобщее, равное и прямое избирательное право устранит классовые противоречия. Фактически он подразумевал отказ от марксистских насильственных методов завоевания политической власти и отдавал приоритет мирным парламентским формам борьбы. Для осуществления этой цели (опять же любыми средствами) он хотел привлечь на свою сторону Отто фон Бисмарка, стоявшего во главе прусского правительства. На тайных встречах с Бисмарком Лассаль старался убедить последнего в их обоюдной заинтересованности введения всеобщего избирательного права. Бисмарк рассчитывал, прежде всего, на поддержку влиятельным Всеобщим Германским рабочим союзом своей проводимой внутренней политики, но в дальнейшем воспользовался мыслью Лассаля, хотя без его агитационной работы он вряд ли бы ввел всеобщее избирательное право в 1867 г. Этот исторический факт широко обсуждался и обсуждается историками, и существуют диаметрально противоположные точки зрения. Западногерманская буржуазная историография (в частности Моммзен) рассматривает контакты Лассаля с Бисмарком как вершину политического искусства президента ВГРС.
Марксистская школа историков называла действия Лассаля предательством. Идеологические стереотипы марксистской историографии многие годы не позволяли дать объективную оценку этому политическому деятелю Германии. Он, действительно, был неординарен и довольно непоследователен в своих суждениях и действиях. Если до 1863 г. Лассаль был ярым сторонником демократического правового государства с республиканской формой правления, то уже с середины 1863 г. стал сторонником «социальной монархии». Его мысли были направлены на развитие демократических тенденций в обществе, но для периода его президентства в ВГРС были характерны принципы авторитаризма. Созданный при активном участии Лассаля ВГРС можно рассматривать как предтечу социал-демократической партии.
Трагическая гибель Лассаля (убит на дуэли) 31 августа 1864 г. остановила реализацию его многочисленных политических идей.
 
« Пред.   След. »