Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Пьер Абеляр
Пьер АбелярРодился в 1079 г. в зажиточной рыцарской семье, которая принадлежала к известному рыцарскому клану Гарландов. Имя отца – Беренгарий. У Пьера было три брата и сестра. Родина Пьера – местечко Пале (близ Нанта). Впоследствии по месту рождения Абеляра назовут доктор Palatinus. Пьер отказался от права старшинства и вообще от наследства. Он приобрел навыки военного искусства, светского обращения, но возобладали интерес и любовь к знаниям. Они и определили его судьбу.
Формирование взглядов Абеляра совпало со становлением и развитием городов, которые в Западной Европе стали не только центрами ремесла и торговли, но и центрами интеллектуальной деятельности. В соборных, епископских, городских школах, как известно, утверждалась схоластика. Методика обучения в школах предполагала ведение диспута, поэтому большое значение имела практика диалектического анализа (схоластика знакомила учеников с сочинениями античных авторов, в том числе Аристотеля), логического обоснования, аргументированного доказательства, т.е. использовался интеллектуальный инструментарий. Кроме того, схоласты стремились разобраться в вопросах богословия, философии с позиций рассуждения, понимания. Выявилась важная интеллектуальная проблема – природа общих понятий – «универсалий». Одни утверждали, что общие понятия-универсалии не существуют реально, а извлекаются разумом человека из постижения единичных конкретных вещей («номиналисты»). Другие («реалисты») полагали, что «универсалии» (общие понятия) существуют реально, независимо от человеческой мысли. Эти мудреные проблемы не миновали Абеляра.
 
Он в юности прошел прекрасную школьную подготовку, его первым учителем был епископ Росцеллин, преподаватель школы в Компьене – основатель номинализма. Затем Абеляр оказался в Париже в кафедральной школе Нотр Дам, на этот раз у Гильома Шампо, который придерживался позиций «реалистов». Юный Абеляр без смущения вызывал своего учителя на философско-богословские диспуты, которые касались природы отвлеченных понятий. Абеляр выходил из них победителем. В этих диспутах проявились сила и оригинальность его мышления: критическое отношение к понятиям, логическое толкование догматов, разоблачение легенд. В результате сформировалась его собственная позиция: он выступал против «номиналистов» и «реалистов». Свой взгляд на «универсалии» Абеляр обозначил словом «концептуализм» – для него реальные, отдельные предметы, равно как и общие имена, – не простой звук, а «концепт», создаваемый человеческой мыслью.
По окончании школы Абеляр в должности магистра открыл самостоятельные курсы (Мелен, Корбей), затем курсы в Лане – городе школяров, а затем собственную светскую школу в Париже на холме Св.Женевьевы (где впоследствие возникнет Сорбонна). Абеляр имел великолепную наружность, обладал красноречием, имел чарующий голос, что обеспечивало его лекциям огромный успех. Тысячи студентов-школяров со всех концов Европы стекались на его занятия еще и потому, что их привлекало диалектическое искусство Абеляра: умение поставить вопрос, изящество изложения, в котором выявлялась и подчеркивалась красота слова. Вместе со славой к Абеляру пришла радость разделенной любви.
 
Однако затем вся жизнь Абеляра – это бесконечные и жестокие испытания. Дядя его возлюбленной Элоизы мстит за поругание племянницы и предает Абеляра насильственному физическому увечью (кастрированию). Ортодоксы-богословы вызывают его на суд Суассонского собора (1121 г.), дабы осудить его книгу «Введение в Богословие». Для разлучения с учениками Абеляра ссылают в аббатство Св.Медара. За высказанные им сомнения относительно Св.Дионисия (христианского покровителя Франкского государства), равно как и Псевдо-Дионисия, Абеляр вынужден был скрываться, искать уединения между городами Ножаном и Труа. Затем преследуемый Бернаром Клервосским, яростным сторонником ортодоксальной церкви, Пьер поселяется в Бретани – месте диком с чужим и чуждым языком. Эти несчастья-скитания, равно как и разлука с Элоизой, женой, матерью их ребенка, – только на время повергали Абеляра в отчаяние. Он находил в себе силы возвращаться к философско-богословским проблемам. При случае, когда его находили ученики или когда ему разрешалось преподавать (например, 1136 г. – в Париже), он вновь восхищал слушателей смелым и остроумным применением логико-диалектических приемов к разрешению обнаруженных противоречий и постижению философско-богословских истин.
 
Читая священные тексты и сочинения «отцов церкви», Абеляр обнаруживал «разнообразное значение одних и тех же слов». Анализируя, приходил к выводу: разночтение при единомыслии необходимо – оно учитывает уровень читателя, его подготовленность, наконец, и сиюминутное настроение. Кроме того, он выявлял разночтение одних и тех же текстов. По Абеляру, разночтения возможны, потому что иной автор (даже и святой) пересмотрел нечто в своем сочинении, а в другом месте на эту же тему не исправил текст, запамятовал. Встречая разночтения и противоречия в канонических текстах, Абеляр предлагал их сопоставлять и показывал, что разное значение текста зависит от разных целей и что в основе текста может быть историческое объяснение, этическое или экзегетическое. Эти приемы помогали разрешать противоречия, превращали их из абсолютных в относительные и делали тексты Священного Писания и сочинения «отцов церкви» понятными. Методика Абеляра учила критически читать текст во имя того, чтобы снимать внешние противоречия и понимать христианские истины. Ортодоксальные же богословы видели в этих суждениях Абеляра нападки на церковь, посягательство на святое, и, характеризуя его деятельность как антихристианскую, объявляли его еретиком.
Между тем Абеляр доказывал: люди получили от Бога разум, с помощью которого познают Бога и Божественную истину. Разуму только надо сделать усилие, чтобы преодолеть противоречие. Главным для Абеляра стал тезис «Понять, чтобы верить» в отличие от мистика Бернара Клервосского, утверждавшего иной тезис: «Верить, чтобы знать». Абеляр написал многочисленные произведения, важнейшие из них «О единстве и Троице», «Да» и «Нет», «Диалог между иудеем, христианином и философом», «История моих бедствий».
 
Еще одно завоевание Абеляра – высокая оценка личного усилия, которая связана с оценкой его «я» в вопросах практической нравственности. Критерием нравственности он считал согласие человеческих поступков с совестью, которая сама есть собственный закон и постичь его может каждый.
Гонения со стороны официальной церкви преследовали Абеляра до последних дней: в 1140 г. он вновь был осужден на Санском соборе и сослан в Клюнийское аббатство. В 1142 г. он скончался и погребен в Клюни. Спустя 21 год здесь же была погребена его Элоиза. В 1817 г. Пьер Абеляр и Элоиза были перезахоронены на Парижском кладбище Пер-Лашез.
Современники называли Абеляра Сократом Галлии, Платоном Запада. Более поздние писатели – трубадуром философии, странствующим рыцарем диалектики. Для европейской истории культуры Абеляр являлся одним из основателей рационализма. Он, как отмечают позднейшие исследователи, ученым образом придал новое понимание «культуре авторитетных текстов». Для средних веков авторитетный текст – это текст авторитарный и личностно-уникальный. Изобретенная им методика «вопрос - ответ» обнаруживала относительную противоречивость средневекового текста и имела право на существование в поисках истины.

Музей Марины и Анастасии Цветаевых в городе Феодосия: "Снова выступали очаровательные сестры Цветаевы… Еще раз обвеяли нас солнечной лаской… Еще раз согрели одинокие одичавшие души!", из феодосийской газеты, от 15 декабря 1913 г.
Последнее обновление ( 24.02.2014 г. )
 
« Пред.   След. »