Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Целевая реклама здесь каталог печатной продукции краткие сроки изготовления, vivario.com.ua;maryland judiciary website
Григорий VII
Григорий VIIГригорий VII, в миру Гильдебранд, родился в 1020 г. в семье свободного крестьянина в местечке Соан (Тоскана). Ребенком был отдан в монастырь Св. Марии на Авентине, в Риме. Монастырь Св.Марии был в тесных связях с аббатством Клюни, чьи идеалы распространялись по Европе: ярый протест против продажи церковных должностей (симония) и требование безбрачия духовенства (целибат). Клюнийцы требовали устранить всякое участие светской власти в делах церкви и папства. Эти идеи проникали и в среду воспитанников. Питомцы постигали основы монашеской жизни – самоограничение, и одновременно неприятие церковных беспорядков. Восприимчивому юному Гильдебранду запомнились воспоминания учителей Лаврентия (епископа Амальфи) и Грациана о былом возвышении папства, пусть и кратковременном. Постепенно в нем укрепляется стремление к восстановлению значения римских пап.
В 1045 г. Гильдебранд оставил монашество, приняв приглашение быть секретарем Папы Григория VI (в прошлом – его учителя Грациана). Уже к этому времени его отличало, несмотря на хилое телосложение и маленький рост, трудолюбие, твердый характер, терпение и терпеливость, прекрасные организаторские способности, властолюбие. С 40-х гг. он становится важной личностью при папской курии, переходя в течение 30 лет с одной должности на другую (при семи папах): вначале – субдьякон (казначей), потом папский легат во франкских и германских землях и затем архидиакон. Находясь в Риме при курии, путешествуя с папами по европейским землям, пребывая при дворе германских императоров, Гильдебранд «шлифовал» свои навыки, постигая науку управлять и властвовать. Он усвоил, что следует выбирать достойных помощников, учился замечать сильные и слабые стороны королевских особ – будущих союзников или соперников; анализировал и постигал, в чем основы могущества монархов; искал пути освобождения Римской курии от финансовой зависимости светских владык. В Римской курии в сане архидиакона он осуществлял контроль за низшим духовенством, монастырями, имуществом церкви, следил за поступлением церковной десятины, вводил новые налоги, требовал повинностей от крестьян; он не копил деньги, а тратил их на наемное войско, не гнушался пускать деньги на подкуп римского населения; вел дела в церковных судах об еретиках.
А при папах Николае II (1059 – 1061) и Александре II (1061 – 1073) он стал – по существу – первым лицом. По его инициативе удалось провести Латеранский собор, который установил правило избрания пап: в выборах папы принимают участие только кардиналы, и папы избираются только из духовных лиц. Возвышению папства способствовала его умелая политика во взаимоотношениях с воинственными норманнами, грабившими церковные владения юга Италии: заключил с ними мир, сделал их вассалами Папы. Наконец, установил дружеские отношения с французским королем, с английскими епископами.
 
С 1073 г. Гильдебранд избран Римским Папой, под именем Григория VII. Он сразу создал краткий свод прав и преимуществ римского первосвященника, отражающий значение папского лица и папства в христианском мире – «Диктат папы». «Над всем миром стоит святой и непогрешимый Папа», – читаем в документе. Но в сане Папы Григорий действовал осмотрительно, осторожно, добиваясь цели, вновь выступил за целибат и за отмену симонии. В 1074 г. созвал собор в Латеране (Рим), который подтвердил целибат и отмену симонии, а также лишение священнического сана и прихода подозреваемых в симонии. И уже затем Григорий VII выступает непосредственно против светской инвеституры. Римский собор 1075 г. запретил принимать церковную инвеституру от светских лиц под угрозой отлучения. Григорий VII обосновал это так: светские князья не имеют прав собственника на земли, которые по существу являлись собственностью апостола Петра. Постепенно он стремится установить папское господство над миром. Размах его деятельности впечатляет. Собственностью св. Петра стала Испания, т.к. она христианизирована св. Петром и св. Павлом. Ленную присягу Григорию дал граф Прованса; герцоги Ангулема, Калабрии, Сицилии тоже принесли ему присягу верности. Особую милость сам Григорий VII оказал Венеции. Милан и Тоскана управлялись его друзьями: Милан – верным Эрнембольдем, Тоскана – графиней Матильдой. Он сумел установить добрые отношения с королями Швеции, Норвегии. Датский король Свен открыл по настоянию Григория VII особую митрополию, в дела которой вмешивался только Папа. Воспользовался княжескими раздорами в Богемии, чтобы вывести Чехию из-под немецкого влияния. За немалые подношения и покорность польского князя помог ему приобрести титул короля, сам же Гильдебранд установил в Польше митрополию.
Высшей точкой борьбы за церковные реформы и церковную инвеституру стала борьба Григория VII с германским императором Генрихом IV, в которой Папа Григорий VII одержал победу, заставив германского императора просить прощения за неповиновение, оскорбление и стремление принизить могущество римского первосвященника. Правда, победа Григория VII оказалась временной. В 1083 г. император Генрих IV восстановил свои силы, изгнал Григория VII из Рима, возвел на папский престол своего ставленника. Папа Григорий VII вынужден был скрываться на юге Италии, у норманнов, где и скончался 25 мая 1085 г. Похоронен в кафедральном соборе Салерно. Занесен в список святых католической церкви.
 
Деятельность Григория VII, несмотря на его поражение в борьбе с Генрихом IV, имела огромное значение. В самые ожесточенные моменты борьбы папской теории с имперской теорией средневековый дух остался верен самому себе – универсальная церковь и универсальное государство неразрывно связаны. Но Григорий VII доказывал, что в этом единстве папская власть выше светской, и практикой подтвердил победу папской теории над имперской. Немалый вклад в победу внес и «Диктат Папы». Кроме того, во время борьбы за реформу церкви сформировались различные точки зрения и возникла полемическая словесность – политическая, юридическая, богословская. Эта полемика впервые объединила Европу не только географически, но и социально. Ощутимее стало культурное единство, иная цельность политически раздробленной Европы: на смену местным церковным организациям пришла всеевропейская церковная организация во главе с Римским Папой. Как следствие этого, начались занятия правом, в том числе началась систематизация и церковного права.
 
« Пред.   След. »