Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Гарантия качества производителя точилка Лански точилка Lansky полный ассортимент и гарантия;ткани для рукоделия украина каталог заказать кружево украина opt.mir-lent.com
Главная arrow Средневековье arrow Аврелий Августин
Аврелий Августин
Аврелий АвгустинАврелий родился 13 ноября 354 г. в городе Тагасте, в Африке (ныне город Сук-Ахрас, Алжир) в семье  муниципального гражданина. Отец, язычник, хотел подготовить сына к выгодной карьере. Мать, христианка, стремилась влиять на сына, но крещение откладывала на период, когда он созреет для такого ответственного акта.
Аврелий Августин получил хорошее образование: вначале учился в Тагасте, затем – в риторических школах Мадавра и Карфагена.
Обладая от природы повышенной чувствительностью, он вместе с тем тяготел к духовному, сверхчувственному. Этому способствовали его занятия философией. Он мечтал о карьере ритора-профессора и создал в Карфагене собственную школу, где учительствовал в течение десяти лет. Затем в 384 г. переехал в Рим, где стал профессором риторики.
Эпоха, в которую жил, формировался и работал Августин была временем крушения старого мира, потрясений, варварских нашествий. В обществе царили настроения пессимизма, отчаяния, поиски виновных. Многие видели главного виновника несчастий в христианстве. Бунт масс, направленный против христианства, принимал форму ересей. Одной из них была ересь манихейства, которая строилась на противопоставлении «божественного», т.е. духовного и «материального», т.е. дьявольского (сюда, по мнению манихеев, включались христианские храмы, объекты культов и др.). Августин принял манихейство и был его приверженцем около десяти лет.
Решающую роль в духовном развитии Авсгустина сыграло его знакомство с неоплатонизмом: это учение позволило ему приблизиться к ответам на вопросы о смысле жизни и показало путь морального очищения.
Переезд в 387 г. в Рим и знакомство с богословом Амвросием Медиоланским резко изменили судьбу Аврелия Августина. Амвросий учил Августина всматриваться в сущность христианства. Аврелий познакомился с трудами ап. Павла, много читал библейских книг, в этом же году принял христианство.
В следующем году Августин вернулся в Африку, жил в Тагасте, затем в 391 г. переехал в Гиппон, основал здесь монастырь, был посвящен общиной в пресвитеры. Получение духовного звания еще более обратило Августина к богословским и клерикальным вопросам. В 395 г. Августин был назначен епископом города Гиппона и пребывал в Гиппоне до конца жизни.
 
Все свободное время он посвятил изучению богословских вопросов.
В постижении мира и миропонимания длительный период он опирался на познание, но затем кардинально изменил свою позицию. По его мнению, обладание истиной достигается путем самоуглубления человека, его неустанной духовной работой. Эта истина, заключенная в человеческой душе, и приводит к Богу.
Занимаясь богословскими вопросами, Августин, кроме осмысления мира, ставил задачей защиту христианства и христианского учения от еретических движений (манихейства, пелагианства), от упреков язычников, особенно после 410 г., когда Аларих перешел римскую границу и предал Рим варварскому разрушению.
Им было написано большое число диалогов, посланий, проповедей. Августин – автор «Исповеди» – автобиографического сочинения, каких до того не знал мир. Описав свою жизнь, он проследил путь становления личности в раннесредневековом мире – выявил так называемые «черные стороны» человеческой души, проанализировал характер бессознательного и сознательного проявления этих сторон; особое внимание уделил описанию того, что помогает человеку освободиться от греховности земной жизни. Его вывод: «очистить человека может только одна благодать; никакие внешние подвиги не помогут человеку. Нисходящая свыше благодать очищает человека».
Огромную роль в жизни римского общества сыграл его трактат «О Граде Божием», написанный в 413 – 426 гг. Защищая христианство от нападок язычников, Августин показал, что сама сущность язычества такова, что содержит причины своего саморазрушения. Августиновское христианство признавало существующий строй как божью кару за грехи. Кроме того, в этом сочинении Августин развил теологическое объяснение понимания истории – исторические события зависят от Божественного Провидения. Он создал схему сменяющихся монархий: Вавилонская, Карфагенская, Македонская, Римская. Эта схема будет неоднократно воспроизводиться в историко-богословских построениях средневековых хроникеров.
 Аврелий Августин
Кульминационным моментом в его теологическом видении была убежденность в неизмеримом превосходстве Божьей воли над собственной рабской волей человека. По Августину, человек связан по рукам и ногам гордыней, тщеславием, стремится навязать свою волю другим. Принятие же Божественной Благодати дает ему положительную свободу. Таким образом, отрицание свободы воли становилось еще одним из ортодоксальных догматов августинианства.
Пастырское служение Августина сопровождалось постоянной борьбой с ересями. Тем самым он выступил против дикой анархии, против раскола в церковном единстве. Вселенская церковь, по Августину, являлась местом, где осуществлялась истинная религия, только в ней передается таинствами Благодать для искупления человеческого рода. (В результате утверждался принцип насилия в делах веры над теми, кто сопротивлялся.) Он создал уникальный опыт универсальной теории о человечестве и его судьбах, управляемого Богом. Находясь в провинции, Августин становился одним из самых авторитетных богословов Запада. Он предоставил католичеству многое из того, что ему было нужно для дальнейшего развития: догматику, церковный строй и право, этику и дисциплину. Для средневекового мира и средневекового богословия авторитет Августина был непререкаемым. Аврелий Августин скончался 28 августа 430 г. Святость жизни, заслуги Августина перед христианской церковью, ортодоксальность его учения позволили причислить его к святым отцам Западной церкви.
 
« Пред.