Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Главная
Эхнатон
ЭхнатонЭхнатон (Аменхотеп IV) – первый в мировой истории религиозный реформатор, попытавшийся ввести в Египте единобожие (монотеизм) – поклонение богу Атону. З.Фрейд видел в нем предтечу и даже наставника Моисея. Эхнатон принадлежал к XVIII династии к правил в Египте в течение 17 лет, унаследовав трон приблизительно между 1400 – 1375 гг. до н.э. Будущий реформатор был сыном фараона Аменхотепа III и Тии (Тэйе), незнатной женщины, дочери надзирающего за скотом одного из провинциальных храмов. Еще юношей он становится соправителем отца, тяжело болевшего в последние годы своей жизни, под именем Аменхотепа (IV), что в переводе означает «Амон доволен».
В самом начале своего царствования Аменхотеп носил титул «единственный для Ра», подчеркивая этим свою приверженность традиционному для египтян культу солнца. На четвертом году его правления в наименовании солнца появляется новый эпитет – Атон (Йати – солнечный диск, или видимое солнце), что, по-видимому, означает появление нового культа. Верховным жрецом Атона становится сам фараон, пока еще не посягавший на первенствующую роль верховного фиванского бога Амона. Вскоре Атон провозглашается царствующим фараоном, что приводит к изменениям в изображении божества. Вместо человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, приходит круг с солнечной или царской змеей (уреем) с устремленными вниз солнечными лучами, которые заканчиваются человеческими ладонями со знаками «анх» — символом жизни, силы и благодати, которые он протягивает обращенным к нему в молитве фараону и его супруге.
Постепенно в противовес другим богам и особенно Амону — главному богу столичных Фив — расширяются культовые функции Атона, в нем одном воплощаются представления о могуществе и силе солярных (от лат. sol — солнце) божеств. Для поклонения Атону строятся многочисленные храмы, представляющие собой большие открытые дворы с пилонами. Религия Атона означала поклонение свету, и приношения совершались на алтарях, поставленных правильными рядами на просторных дворах храма этого бога. Церемония разительно контрастировала с культом “потаенного” Амона, святилища которого были скрыты во тьме.
 
На шестом году правления Аменхотеп переносит столицу страны из Фив, центра почитания бога Амона, в Ахетатон («Горизонт Атона», современная Эль-Амарна). Сердце города — великий храм Атона. Его длина приблизительно восемьсот метров, ширина - триста. Он расположен по главной оси города и соединяется с личными апартаментами фараона висящим над улицей крытым переходом. Во дворец проходили через сад, разбитый на террасах. Эхнатон желал смотреть на свой город сверху и поместил свое временное жилище на возвышенном месте, чтобы быть ближе к солнцу. Фараон вместе со своей супругой Нефертити поклялся никогда не покидать столицы, объявленной священной обителью Атона.
Тогда же Аменхотеп сменил свое тронное имя («Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону»), что указывало на серьезные перемены в религиозной ориентации фараона. Несмотря на то, что на плитах, отмечающих границы Ахетатона, упоминается ряд египетских божеств во главе с Амоном, на девятом или десятом году правления Эхнатона начинается наступление на культ Амона и фиванское жречество. На двенадцатом году Атон провозглашается единственным богом и вскоре начинаются преследования почитания всех других культов, прекращается строительство храмов, искореняются сами слова «бог» и «боги» — даже Атон именуется не иначе как «властитель», а его имя, подобно царскому, заключается в картуши. В новом культе особое место уделяется прославлению божественности самого фараона — он считается возлюбленным сыном и соправителем Атона, «единственным познавшим истинного бога» и способным вступать в прямое общение с воплощенным солнцем. В столице пышно отмечаются годы их «совместного» царствования. Прежнее жречество и, в частности, жрецы фиванского храма Амона утрачивают свои позиции. Новое жречество и придворная элита царя состоят главным образом из служилой знати (немху), вышедшей из низов. В документах также упоминаются некие «сироты», приближенные к особе фараона, широко распространенным именем в это время становится - «Эхнатон меня сделал».
 
При Эхнатоне, всецело поглощенном религиозной реформой, практически не ведутся завоевательные походы, не поддерживается контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевают связи с Вавилонией и другими государствами Ближнего Востока. На Ближнем Востоке Египет теряет своего главного союзника — государство Митанни, он не в силах противостоять росту могущества своего главного соперника в Сирии — Хеттского царства.
Религиозная реформа отразилась на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формируется новый (реалистический) стиль изображения человека, отразившийся в изображениях самого царя и его супруги Нефертити. Эхнатон изображен человеком среднего роста, с тонкими костями, и округлыми женственными формами. Ваятели того времени добросовестно передавали особенности телосложения фараона, выступающие груди которого, широкие бёдра и округлые бока таят в себе что-то двусмысленное и болезненное.
 
Эхнатон и Нефертити имели несколько дочерей, младшая из которых Анхесенпаатон стала супругой Тутанхатона (изменившего имя на Тутанхамон), старшая — Меритатон — супругой Семнехкара, в конце царствования Эхнатона объявленного его соправителем (после смерти фараона правил около 2 лет). Судьба Нефертити после появления новой жены Эхнатона Кийа (Кэйе), от которой он имел одного или двух сыновей, неизвестна.
Религиозная реформа завершается со смертью Эхнатона, который, по-видимому, находился у власти в течение 17 лет. При юном Тутанхатоне царский двор покидает столицу, восстанавливаются культы всех богов и позиции фиванского жречества Амона. Впоследствии имя Эхнатона предается забвению и даже не включается в списки правивших в Египте царей.

По материалам сайта: http://www.lirikalive.ru/news/andrej_voznesenskij/1-0-9
Последнее обновление ( 07.05.2016 г. )
 
След. »

Опросы

Самая знаменитая личность истории Средневековья?

Кто на сайте?

Весілля в Україні
Интересно: