Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Солон
Солон – афинский мудрец и законодатель архаической эпохи, с которого начинается эпоха реформ в Афинах, приведшая к складыванию демократического строя. Солону принадлежат законы, записанные на досках – кирбах, которые позволили разрешить назревавший в Афинах социально-экономический и политический кризис. Молва называет Солона потомком последнего афинского царя Кодра.
Известность пришла к Солону во время войны Афин с соседним полисом – Мегарами за о-в Саламин (конец 7 в. до н.э.). «Когда жители города, – пишет Плутарх в биографии Солона, – измучились от продолжительной и тяжелой войны с мегарцами из-за острова Саламин и даже издали закон, запрещавший под угрозой смертной казни писать предложения или заявлять снова о том, чтобы государство пыталось вернуть Саламин, Солон скорбел об этом позоре» (Плутарх. Солон. 8, пер. С.И. Радцига). Тогда он тайно сочиняет элегию «Саламин» и призывает афинян во избежание позора продолжить войну. Воодушевленные стихами, афиняне избрали Солона своим предводителем и одержали победу над мегарянами. Последние, недовольные результатами войны, обратились к третейскому суду спартанцев. На состоявшемся позднее судебном заседании Солону удалось доказать оправданность притязаний афинян на о-в Саламин.
Позднее, на рубеже 7 – 6 вв. до н.э., в Афинах и Аттике обостряются социальные и экономические противоречия. Существовавший здесь политический режим источники называют аристократическим, тяготевшим к олигархии. Верховная власть при этом принадлежала родовой аристократии – небольшому количеству привилегированных семейств, избиравших своих представителей на высшие государственные должности (коллегию архонтов). Верховная власть была сосредоточена в коллегиальном аристократическом органе – Ареопаге, членами которого автоматически становились бывшие архонты.
Положение усугублялось тем, что немалая часть демоса, по словам Аристотеля, оказалась в порабощении у немногих. Причиной тому была долговая кабала: обеспечением ссуд служила личность взявшего в долг (личный залог). Это означало, что в случае неуплаты должник и его семья попадали в зависимость от кредитора. Этим, по-видимому, было вызвано то, что накануне реформ Солона в Аттике зафиксировано существование нескольких категорий зависимого населения – гектеморы (шестидольники), пелаты.
 
В 594 г. до н.э., в момент наивысшего обострения социально-экономического кризиса в Афинах, Солон избирается архонтом и диаллактом (примирителем). В его задачу входило реформирование афинского политического устройства. Солон начинает свою преобразовательную деятельность со «стряхивания бремени» (сисахфии), т.е. кассации долгов: с полей были убраны камни (horoi), устанавливавшиеся на полях должников, на которых выбивалась сумма их долга. Вслед за этим был ликвидирован личный залог, что на деле означало запрещение закабаления афинянами своих сограждан.
Одной из важнейших реформ Солона было разделение всего гражданского населения на четыре имущественных класса: пятисотмерников (пентакосиомедимнов), всадников (гиппиев), зевгитов и фетов. При этом урожай представителей первого класса должен был быть не ниже 500 мер (медимнов) зерновых или оливкового масла, всадников – не менее 300, зевгитов – не менее 200. Феты – представители низшего класса – собирали урожай менее 200 медимнов. Это, по-видимому, означало, что они не могли прокормиться с собственного участка земли. Пятисотмерники (пентакосиомедимны) скорее всего объединяли как представителей прежней аристократии, так и разбогатевших неаристократов. Таким образом была ликвидирована политическая монополия родовой аристократии.
 
«Высшие должности, – пишет Аристотель, – Солон сделал избирательными по жребию из числа предварительно избранных, которых намечала каждая из фил. Намечала же в коллегию девяти архонтов каждая десятерых, и между ними бросался жребий» (Аристотель. Афинская полития. 8.1). Право занимать высшие государственные должности получили представители первого класса (а позднее и второго). Остальные могли участвовать в народном собрании (экклесии), роль которого, как пишут древние авторы, была восстановлена.
Повестку дня народного собрания должен был разрабатывать новый орган – совет 400 (греч. – буле), в который избирались по 100 человек от каждой из четырех существовавших в Афинах фил (племен). В этот орган, созданный в противовес аристократическому Ареопагу, избирались представители первого класса солоновской классификации, т.е. пентакосиомедимны. Теперь задача Ареопага ограничивалась охраной существующих законов. Другим важным нововведением Солона стало создание суда присяжных (гелиеи). В эпоху Солона гелиея скорее всего была не отдельным органом, а специальной сессией народного собрания. Солону приписывается немало других законов, о которых сообщают Аристотель и Плутарх. Однако подлинность многих из них подвергается сомнению.
Проведенные Солоном реформы имели демократический характер, однако созданный Солоном строй чаще называют тимократией (от греч. тиме – почет, почесть). Это значит, что политические права (почет) распределялись сообразно с величиной имущества. Сам реформатор в одной из своих элегий охарактеризовал созданный им строй как Эвномию – благозаконие, которое приходит на смену беззакония. Реформы Солона стали важнейшим этапом на пути возникновения демократии в Афинах.
Последнее обновление ( 06.08.2008 г. )
 
« Пред.   След. »