Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Инновационная система контроля учет рабочего времени программа для учета рабочего времени;get redirected here
Конфуций
ImageВеличайший китайский философ Кун-цзы (551 – 479 гг. до н.э.), известный в исторической литературе под именем Конфуций создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью китайской цивилизации. В качестве социального идеала он выдвинул благородного человека (цзюнь-цзы), обладающего высокими моральными качествами, готового пожертвовать собой во имя истины, с развитым чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми и глубоко уважающего старших. Иными словами, Конфуций создал нравственный канон, которым человек должен руководствоваться во взаимоотношениях с государством, семьей, себе подобными. Выдвинув тезис о том что «государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство», Конфуций распространил нравственные принципы на административную практику и государственную политику. Китайскому мудрецу принадлежит идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел этически безупречное и социально гармоничное общество.
 
Конфуций родился в 551 г. до н.э. на востоке Китая в царстве Лу, в обедневшей семье боковой ветви местного аристократического рода, где кроме него воспитывалось еще 10 детей. Предание гласит, что он родился в пещере «Священной горы». Отец скончался, когда ребенку было 3 года. Семья жила замкнуто и бедно, и юноше пришлось с детства заниматься тяжелым физическим трудом. В молодости Конфуций занимал незначительную чиновничью должность хранителя амбаров и будучи человеком без богатства и связей не мог рассчитывать на сколько-нибудь заметную карьеру.
Окружавшая его действительность производила на него отталкивающее впечатление, и все свое свободное время он посвящал изучению китайской древности, бывшей, по его мнению, «золотым веком», когда в стране царил идеальный порядок и все – и верхи и низы – были вполне довольны своим положением. В возрасте 22 лет, 3 года спустя после женитьбы, Конфуций начал учить людей тому, как жить счастливо. Его главный принцип для достижения счастья «Не делай для других того, что бы ты не желал от них для себя» можно назвать более чем золотым правилом. Уже в 30 лет Конфуций создал свою школу, в которой стал проповедовать «возврат к древности». Это была первая частная школа в Китае. Существует мнение, что Конфуций допускал социальную мобильность, принимая в свою школу бедняков, способных заплатить за уроки лишь связкой вяленого мяса. Именно Конфуций стал родоначальником (автором) идеи доступности образования, а следовательно, и чиновничьей карьеры, хотя считал, что простолюдин не может быть уравнен с аристократом. Идеальные нормы человеческого общежития, за восстановление и вечное сохранение которых следует неустанно бороться, были, по мнению Конфуция, выработаны в эру правления мифических императоров Яо, Шуня и Юя, а также в начале правления династии Чжоу, когда у власти стояла наследственная аристократия, четко отделенная от «простого народа».
 
Конфуций никогда не занимал очень высоких постов. Лишь в 50 лет, «познав небесное предопределение», он попытался сделать карьеру государственного деятеля. Конфуций достиг должности первого советника в государстве Лу, его учение стало широко известно в Китае. Находясь на службе у царя Лу, Конфуций был фактически руководителем этого царства, но внедрить свою систему здесь ему не удалось. Порвав с царем Лу, он в течение более 13 лет странствовал по Китаю, предлагая свои услуги разным дворам, но нигде не нашел признания. После странствий Конфуций вернулся в Лу, где вскоре после этого умер в 479 г. в возрасте 73 лет. О себе он говорил: «В 15 лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился: достигнув сорока, освободился от сомнений, в пятьдесят познал веления Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую велению сердца, не нарушая меры».
Конфуций стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов. По преданию, у Конфуция было 3000 учеников, некоторые из них занимали видные государственные посты.
 
Собственные произведения Конфуция не сохранились, сохранились лишь Конспекты его бесед с учениками, правителями, чиновниками Древнего Китая. Средством выражения идей для Конфуция являлись афоризмы, которые были записаны его учениками. Основа его учения изложена в трактате «Лунь юй» («Беседы и Суждения»).
Поскольку «золотой век» был в прошлом, древнейшие памятники китайской культуры объявлялись Конфуцием высшей нравственной ценностью государства. Согласно преданию, Конфуций собрал, отредактировал и прокомментировал исторические труды древности, поэтические творения народа, составил китайскую хронику, охватив период с 722 г. до 481 г. до н.э.
 
При жизни учение Конфуция не было признано. Неудача Конфуция была предопределена не только утопическим характером его учения. Кстати, на практике он сам был вынужден отказаться от ненасильственных методов консолидации классового государства и, будучи министром в Лу, казнил своего политического противника Шаочжэн Мао. Причина неудачи в том, что его программа не удовлетворила ни один из социальных слоев, боровшихся в это время за власть в китайском обществе.
Мудрец Конфуций ничего не писал о верховном бытии, о потустороннем мире. Он утверждал, что человек от природы добр, имеет здравый смысл и должен сохранить доброту, живя в согласии с другими людьми. Он создал нравственный канон, который после его смерти стал государственной идеологией Китая.
Последнее обновление ( 06.08.2008 г. )
 
« Пред.   След. »