Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Главная arrow Древний мир arrow Сиддхартха Гаутама (Будда)
Сиддхартха Гаутама (Будда)
ImageСиддхартха Гаутама является основателем буддизма – одной из трех мировых религий, религии спасения, авторитет которой не убывает и в наши дни. Уже при жизни личность Сиддхартхи Гаутамы приобрела легендарные черты. В последующие столетия его образ был мифологизирован. За ним закрепились канонические имена и эпитеты – Будда Шакьямуни (дословно Просветленный мудрец из рода Шакьев), Бхагаван (Пребывающий в блаженстве, Благословенный), Тайхагата (Ушедший в просветлении), Джина (Победитель).
 
Шакьямуни родился на севере Индии (на границе Индии и Непала) в маленьком государстве Шакьев, где господствовал воинский клан Шакьев Шуддходана, отец Сиддхартхи Гаутама был раджаном – членом правящего собрания (сабхи), состоявшего из воинской аристократии. Более поздняя буддийская традиция называет его царем-раджой, а Сиддхартху – принцем. Рождение Шакьямуни стоило жизни его матери. Младенцу же было предсказано, что он станет монахом-аскетом, если увидит больного, старого или мертвого человека. Отец создал для сына искусственную обстановку. Сиддхартха рос в неге и удовольствиях, опекаемый учеными-брахманами (священнослужителями). В положенный срок он счастливо женился, у него родился сын. Не имея ни в чем недостатка, он не задумывался о трудностях и печальных сторонах человеческой жизни. Жизнь в аристократическом кругу тяготила его, и однажды Сиддхартха тайно проник в город. Оказавшись за пределами дворца, Гаутама повстречал похоронную процессию, покрытого язвами больного, убеленного сединами старца и монаха-аскета...

Эти встречи буквально перевернули его внутренний мир, заставили задуматься об иллюзорности и недолговечности счастья, о всепроникающей силе зла, о том, что миром правят страдания. В одну из ночей, в возрасте 29 лет, Сиддхартха Гаутама обменялся одеждой со своим слугой и бежал из дома. Он присоединился к группе странствующих аскетов и стал отшельником. Он много странствовал, изучал Веды (древнейший литературный памятник Ш тыс. до н.э. от слова «знание», т.е. «ведать». «знать», это сборники гимнов в честь богов) и истязал свою плоть.
После шести лет скитаний и жизни аскетом Гаутама понял, что добровольные страдания лишь осложняют жизнь, но не ведут к прозрению. И тогда он обратился к медитации. Семь недель сидел он под священным деревом Бодхи (дерево познания), и на сорок девятый день сознание Сиддхартхи абсолютно просветлело, и он стал Буддой, т.е. «просветленным». Чтобы привести в порядок мысли, открывшиеся ему в момент просветления, он еще семь недель сидел под деревом Бодхи.
 
Злой дух Мара неоднократно подвергал его искушениям, предлагал все блага мира – золото, власть, славу и пр. Но Будда усилием воли заставил демона отступить, после чего произнес свою проповедь в парке Ришилатана близ города Варенам (совр. Бенарес). Его слушателями были пять монахов и две газели. Image
Будда учил четырем «благородным истинам», с постижения которых начинается для человека спасение и освобождение:
1) жизнь в мире есть страдание, а потому зло;
2) страдания есть результат человеческих желаний, жажды жизни, наслаждений, власти, богатства;
3) освободиться от страданий можно лишь освободившись от желаний;
4) существует путь к достижению этой цели – «благородный восьмеричный путь» спасения: правильных воззрений, правильных устремлений, правильной речи, правильных действий, правильного образа жизни, правильного усердия, правильного внимания и правильного сосредоточения. Правильное сосредоточение – нирвана. Это состояние полной отрешенности от мира и избавление от каких бы то ни было желаний.
В течение 40 лет Будда проповедовал свое учение. Множество людей благодаря этому освободились от страданий. Затем пришел и его срок. Будда умер в возрасте 80 лет, чтобы никогда больше не рождаться.
Учение Будды не требовало ни поклонения, ни жертвоприношений, ни почитания богов. Это было этическое учение, которое учило правдивости, неторопливости, молчанию, душевному общению как средствам достижения гармонии. Для праведной жизни не имели значения ни профессия, ни социальная роль, ни богатство, ни кастовая принадлежность. Именно идея равенства и возможность спасения для каждого смертного («каждый человек кузнец своего счастья») обеспечили новому вероучению широкую популярность.
Последнее обновление ( 06.08.2008 г. )
 
« Пред.   След. »