Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Главная arrow Средневековье
Средневековье
Ян Гус
Ян ГусЯн Гус родился в 1371 г. (по некоторым данным в 1369 или 1370 г.). Он происходил из крестьян; в семье кроме него было еще несколько сыновей. Он родился в местечке Гусенец – отсюда и его прозвище – Гус.
В раннем возрасте Ян был послан учиться в Прагу. Будучи очень бедным, он подрабатывал себе на жизнь пением в храмах и прислуживанием в них.
Время формирования взглядов и жизненной позиции Гуса было чрезвычайно насыщенным событиями и очень противоречивым. С одной стороны, в жизни Чехии было много положительных явлений, которым чешский народ был обязан своему королю Карлу I. С другой стороны, духовная жизнь Чехии испытывала настоящий кризис, связанный с обмирщением церкви: церковная иерархия была занята финансовыми и политическими интригами; в христианской церкви был так называемый Великий раскол 1378 г. (схизма), когда после Авиньонского пленения пап (1308-1379 гг.) на апостольском престоле одновременно оказались три папы, заботившихся не о благочестии, а о способах уничтожить своего соперника. В Чехии духовные проблемы обострялись национальным противоборством. Вся эта атмосфера формировала Гуса и поставила его в центр событий не только чешской, но и европейской истории.
По окончании школы он поступил в Карлов (Пражский) университет на факультет свободных искусств. Здесь Ян Гус познакомился с сочинениями английского философа и богослова Виклифа. Несмотря на то, что Виклиф и его труды были осуждены Римским Папой и английским собором, его философские и богословские труды были чрезвычайно популярны в Карловом университете. Виклиф выступал за частичную секуляризацию церковного имущества, критиковал практику индульгенции, ратовал за независимость английской церкви от папства. Он также считал, что земная жизнь человека, в том числе и монарха, должна быть способом служения богу в соответствии со Священным Писанием. Некоторые из положений Виклифа оказались близкими Гусу.
Последнее обновление ( 24.02.2014 г. )
Подробнее...
 
Чингисхан
ЧингисханВ Х – Х1 вв. на необъятных просторах Центральной Азии и Южной Сибири кочевали многочисленные племена монголов. Правда, до ХШ в. термин «монголы» не употребляется, т.к. кочевые племена соседние народы, прежде всего китайцы и арабы, называли татарами, по имени наиболее сильного из них союза татар. Впоследствии название «татары» распространилось на все территории, по которым прокатилась волна монгольских завоеваний в ХШ в., в том числе на Руси и в Восточной Европе. Термин «татаро-монголы» или «монголо-татары» является исключительно научным и употребляется для названия многочисленных народов: кипчаков, туркменов, тюрков, уйгуров и др. Известно, что монголы не имели постоянного места жительства и кочевали все четыре времени года. Питались только мясом и кумысом. Жилищем монголов служили юрты, разборные или установленные на телегах. Большинство монголов были язычниками.
 
В ХШ в. усиливается монгольское племя кераитов, один из вождей которого – Хабул объединил вокруг своего племени другие монгольские племена и совершал набеги на южного соседа – Китайскую империю. У внука Хабула – Есугея – багатура по одним источникам в 1155 г., по другим в 1162 г. родился сын, получивший имя Тимучжин (Темучин). Это событие произошло в местности Дэулинболдег – на правом берегу реки Онон (бассейн Амура). Сейчас это место находится на территории Читинской области РФ, в 230 км к юго-западу от Нерчинска. Но в истории его рождения существует много и темных пятен. В Монгольской Народной республике принято считать родиной Тимучжина горную область Хэнтэй (на востоке Монголии). По решению монгольского правительства там установлен памятник Чингисхану. Согласно преданию Тимучжин родился с кровью в кулаке, что предсказывало будущий жестокий характер.
Когда Тимучжину исполнилось 9 лет, Есугей сосватал ему в невесты Бортэ – дочь Дэй-сэчена, одного из знатных людей небольшого племени унгират. На обратном пути Есугей умирает, а подвластные ему монголы стали уходить из его улуса (владения). Таким образом, улус Есугея распался. У вдовы Оэлун было мало верных людей, и семья оказалась в крайней нужде. Ситуация осложнялась тем, что Тимучжин соперничал со своим сводным братом Бектером. Они постоянно ссорились, и во время одной из ссор Тимучжин его убил.
Подробнее...
 
Фома Аквинский
Фома АквинскийФома Аквинский родился в Аквино в 1225 г. (или в 1227 г.) в семье графа Ландольфа Аквинского. С детства был отдан в бенедиктинский монастырь Монте Кассино на юге Италии. В 11 лет Фома перешел в доминиканский монастырь, где находился до 17 лет. Здесь он принял монашеское пострижение. Фома был молчаливым, тихим и добрым и не обращал внимания на насмешки и обидные прозвища своих товарищей.
В 1245 г. монастырь послал его учиться в Париж. Здесь его учителем был Альбер фон Больштедтский, прозванный Великим за свою эрудицию. Альбер обратил внимание на необыкновенные способности несколько неуклюжего, медлительного монаха-студента и прочил ему, вопреки студентам-насмешникам, огромное ученое будущее. В 1248 г. – 1250 гг. Фома учился в Кельнском университете, куда переехал вслед за своим учителем.
В 1257 г. Фома получил степень доктора и вел занятия в Парижском университете. Затем с 1259 г. в течение десяти лет преподавал богословие на родине – в Ананьи и Риме, одновременно писал философско-богословские сочинения.
 
Научная деятельность Фомы была сосредоточена на толковании и комментарии текста Библии, сочинений Аристотеля, написании текстов книги «Диспуты – вопросы». В преподавании и создании своих философско-богословских сочинений он, как и многие ученые того времени, опирался на учение Аристотеля – его диалектику. Она учила строгой логике, способности рассуждать и выстраивать убедительную цепь доказательств, умению избегать ошибок и неточностей и в результате доказывать истину.
В 1269 г. он вернулся в Париж, где возглавил борьбу за «очищение» Аристотеля от арабских толкователей и против ученого Сигера Брабантского. Последователи арабского ученого Аверроэса (Ибн Рушда) утверждали, следуя за Аристотелем, что мир существует вечно, они отрицали Божий промысел, бессмертие человеческой души. Фома-богослов ставил перед собой очень важную задачу: объединить разум и теологию. Этому посвящен его знаменитый труд «Сумма теологии». Работа (правда, неоконченная) включает около трех тысяч тематических разделов, выстроенных в строгой научной системе. Он стремился показать, что бытие Бога можно доказать с помощью разума. Таким образом, благодаря систематическому изложению всех богословских положений он выполнил эту задачу блестяще.
Последние годы жизни Фома провел в Италии и скончался в 1274 г. по пути в Лион, на Вселенский собор.
Взгляды и учение Фомы получили название томизма, который в конце ХIII в. стал популярным. Немало усилий для защиты теологических позиций Фомы и распространения его учения приложил его учитель Альбер Великий.
Последнее обновление ( 24.02.2014 г. )
Подробнее...
 
Пьер Абеляр
Пьер АбелярРодился в 1079 г. в зажиточной рыцарской семье, которая принадлежала к известному рыцарскому клану Гарландов. Имя отца – Беренгарий. У Пьера было три брата и сестра. Родина Пьера – местечко Пале (близ Нанта). Впоследствии по месту рождения Абеляра назовут доктор Palatinus. Пьер отказался от права старшинства и вообще от наследства. Он приобрел навыки военного искусства, светского обращения, но возобладали интерес и любовь к знаниям. Они и определили его судьбу.
Формирование взглядов Абеляра совпало со становлением и развитием городов, которые в Западной Европе стали не только центрами ремесла и торговли, но и центрами интеллектуальной деятельности. В соборных, епископских, городских школах, как известно, утверждалась схоластика. Методика обучения в школах предполагала ведение диспута, поэтому большое значение имела практика диалектического анализа (схоластика знакомила учеников с сочинениями античных авторов, в том числе Аристотеля), логического обоснования, аргументированного доказательства, т.е. использовался интеллектуальный инструментарий. Кроме того, схоласты стремились разобраться в вопросах богословия, философии с позиций рассуждения, понимания. Выявилась важная интеллектуальная проблема – природа общих понятий – «универсалий». Одни утверждали, что общие понятия-универсалии не существуют реально, а извлекаются разумом человека из постижения единичных конкретных вещей («номиналисты»). Другие («реалисты») полагали, что «универсалии» (общие понятия) существуют реально, независимо от человеческой мысли. Эти мудреные проблемы не миновали Абеляра.
 
Он в юности прошел прекрасную школьную подготовку, его первым учителем был епископ Росцеллин, преподаватель школы в Компьене – основатель номинализма. Затем Абеляр оказался в Париже в кафедральной школе Нотр Дам, на этот раз у Гильома Шампо, который придерживался позиций «реалистов». Юный Абеляр без смущения вызывал своего учителя на философско-богословские диспуты, которые касались природы отвлеченных понятий. Абеляр выходил из них победителем. В этих диспутах проявились сила и оригинальность его мышления: критическое отношение к понятиям, логическое толкование догматов, разоблачение легенд. В результате сформировалась его собственная позиция: он выступал против «номиналистов» и «реалистов». Свой взгляд на «универсалии» Абеляр обозначил словом «концептуализм» – для него реальные, отдельные предметы, равно как и общие имена, – не простой звук, а «концепт», создаваемый человеческой мыслью.
Последнее обновление ( 24.02.2014 г. )
Подробнее...