Блог. Биографии знаменитых исторических людей зарубежной истории

Счетчики

Rambler's Top100
Интересно:
Главная arrow Древний мир
Древний мир
Эхнатон
ЭхнатонЭхнатон (Аменхотеп IV) – первый в мировой истории религиозный реформатор, попытавшийся ввести в Египте единобожие (монотеизм) – поклонение богу Атону. З.Фрейд видел в нем предтечу и даже наставника Моисея. Эхнатон принадлежал к XVIII династии к правил в Египте в течение 17 лет, унаследовав трон приблизительно между 1400 – 1375 гг. до н.э. Будущий реформатор был сыном фараона Аменхотепа III и Тии (Тэйе), незнатной женщины, дочери надзирающего за скотом одного из провинциальных храмов. Еще юношей он становится соправителем отца, тяжело болевшего в последние годы своей жизни, под именем Аменхотепа (IV), что в переводе означает «Амон доволен».
В самом начале своего царствования Аменхотеп носил титул «единственный для Ра», подчеркивая этим свою приверженность традиционному для египтян культу солнца. На четвертом году его правления в наименовании солнца появляется новый эпитет – Атон (Йати – солнечный диск, или видимое солнце), что, по-видимому, означает появление нового культа. Верховным жрецом Атона становится сам фараон, пока еще не посягавший на первенствующую роль верховного фиванского бога Амона. Вскоре Атон провозглашается царствующим фараоном, что приводит к изменениям в изображении божества. Вместо человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, приходит круг с солнечной или царской змеей (уреем) с устремленными вниз солнечными лучами, которые заканчиваются человеческими ладонями со знаками «анх» — символом жизни, силы и благодати, которые он протягивает обращенным к нему в молитве фараону и его супруге.
Последнее обновление ( 07.05.2016 г. )
Подробнее...
 
Шан Ян
Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) – государственный деятель Древнего Китая, живший в циньскую эпоху, один из основоположников философской школы фацзя, т.е. «законников» (легистов, от лат. lex – закон), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу»(«Книга правителя области Шан»).
Шан Ян был родом из царства Вэй. Его выдающиеся способности, как сообщает древнекитайский историк Сыма Цянь, были очевидны уже в молодости. Оказавшись в соседнем – тогда еще отсталом царстве Цинь, Шан Ян убедил его правителя – Сяо-гуна (361–338 гг. до н.э.) в необходимости проведения политико-административных, финансово-экономических и военных реформы.
Учение легизма, одним из основателей которого был Шан Ян, существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. «Человеколюбивый, — отмечал Шан Ян, — может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми... Отсюда такая порада, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной». Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.
Последнее обновление ( 30.11.2011 г. )
Подробнее...
 
Цинь Шихуанди
Великая Китайская стенаЦинь Шихуанди (259–210 гг. до н.э.) – один из наиболее известных правителей царства Цинь, на практике применивший идеи легизма (см. биографию Шан Яна). В 238 г. до н. э. на циньский престол взошел молодой правитель Ин Чжэн, которому за 17 лет непрерывных войн удалось победить всех своих соперников и объединить Китай. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство — Ци на Шаньдунском полуострове, а Ин Чжэн стал правителем объединенного Китая. После этого он принимает новый титул — хуанди («император»), став Цинь Шихуанди («Первым императором династии Цинь»). Прежняя столица царства Цинь, г.Сяньян на р. Вэйхэ (совр. Сиань), была объявлена столицей империи.
Цинь Шихуанди не ограничился покорением соседних царств и продолжил экспансию на севере и юге. Завоевания и колонизация стали лейтмотивом всей внешней политики Первого императора. Огромная регулярная армия Цинь Шихуанди была вооружена железным оружием, усилена кавалерией. К этому времени на северной периферии империи складывался мощный племенной союз сюнну (гуннов), их набеги на Китай сопровождались угоном тысяч пленников. Против сюнну выступила 300-тысячная циньская армия, нанесшая им поражение и оттеснившая их кочевья за излучину р. Хуанхэ. Для обороны северных рубежей от набегов кочевников-сюнну в 214 г. до н.э. Цинь Шихуанди начал перестройку уже существовавшего пограничного укрепления в Великую Китайскую стену. В строительных работах должно было участвовать все население от 23 до 56 лет, в том числе осужденные и рабы. Великая Китайская стена протяженностью почти в 4 тыс. км. была сооружена из утрамбованной земли и каменных глыб.
Подробнее...
 
Хаммурапи
ХАММУРАПИХаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) – едва ли не самый известный из всех правителей древней Месопотамии. Известность получил благодаря дошедшему до нас Кодексу законов, а также успешным завоеваниям, позволившим ему объединить под своей властью практически всю Месопотамию. Хаммурапи — шестой царь первой Вавилонской (аморейской) династии. Амореи (западные семиты) вторгаются на территорию Месопотамии на рубеже III-II тыс. до н.э., что приводит к гибели Царства Шумера и Аккада (Ур III династии). На захваченной амореями территории возникают враждующие между собой княжества. В начале II тыс. до н.э. небольшое аморейское племя яхрурум захватывает северную часть царства Иссин и создает здесь самостоятельное государство, столицей которого становится город Вавилон.
 
В начале XVIII в. до н. э. – незадолго до воцарения Хаммурапи — наибольшее влияние в Месопотамии имела Ассирия, где правил Шамши-Адад I (1813 – 1781), поставивший в зависимость от себя некоторые области Аккада (северной части Месопотамии) — государства Мари и Эшнунну. В них правили сыновья ассирийского царя. Другое крупное государство Месопотамии – Ларса была завоевана эламитами – могущественными соседями вавилонян.
Хаммурапи начинает свое царствование с установления «справедливости» (мишарум) – отмены долгов и прощения недоимок. Обряд объявления «справедливости» состоял в том, что царь зажигал «золотой факел» на городской стене или на вершине храма (зиккурата) верховного бога вавилонян Мардука. С этого момента должники по всей стране освобождались от своих долгов. Увидевшие горящий факел жители соседних городов и селений должны были передавать весть дальше. Затем на места рассылался текст указа с угрозой смертной казни тому, кто его исказит или воспротивится ему.
Последнее обновление ( 07.05.2016 г. )
Подробнее...